Выбор рисунков шрифта для оформления книги определяется в первую очередь характером издания. При выборе шрифта необходимо учитывать: художественные достоинства шрифта, его удобочитаемость, зависящую от квалификации читателей, характер и количество текстовых и внетекстовых элементов и — в зависимости от этого — характер гарнитуры и наличие в ней нужных начертаний и кеглей. Необходимо иметь в виду и производственно-технические требования, предъявляемые к шрифту в зависимости от способа печати издания и от качества бумаги, используемой для издания, а также требования экономичности с учетом тиража и формата издания. В зависимости от особенностей данной книги те или другие из указанных требований должны учитываться в первую очередь. Издания для детей, учебники для начальной школы исключают применение всех недостаточно удобочитаемых шрифтов с усложненным рисунком. В научно-технических изданиях со сложными выделениями не рекомендуется применять шрифты с ограниченным количеством начертаний и специальных знаков, в том числе математических, химических и др. Издания художественной литературы и издания по искусству исключают использование шрифтов, маловыразительных по рисунку, лишенных какой-либо эмоциональной окраски. В изданиях с обилием цифрового текста не следует применять гарнитуры с маловыраженным рисунком цифр, которые недостаточно различаются между собой. Издания, печатающиеся способами глубокой печати, исключают применение контрастных шрифтов. Наиболее труден выбор гарнитуры шрифта для литературно-художественных изданий и книг по искусству, так как рисунок шрифта здесь требует большей индивидуализации, чем в других изданиях, а в некоторых случаях и отражения в рисунке шрифта художественно-стилевых и других особенностей, характерных для того или иного произведения. Практика показывает, что наиболее важными графическими признаками, которые должны быть учтены при выборе рисунка шрифта для оформления, в частности, литературно-художественных произведений, являются особенности контура рисунка шрифта (например, классически строгие построения либо построения с различными стилизованными или декоративными элементами в рисунках шрифтов типа елизаветинской или академической гарнитур), пространственный строй и цветность шрифта, которые в основном зависят от контраста штрихов (соотношения между основными и соединительными штрихами), от пропорции сторон и характера засечек. Этот последний признак шрифта, то есть его цветность, принимается во внимание и при учете особенностей, характерных для произведения того или иного автора и главое, при учете связи рисунков шрифтов с другими элементами оформления изданий (иллюстрацией, орнаментом). Для оформления изданий художественной литературы желателен более разнообразный типографский ассортимент шрифтов. Этот ассортимент должен включать рисунки шрифтов различных художественно-графических типов. При выборе рисунка шрифта для оформления различных типов изданий важное значение имеет также вопрос о сочетании различных гарнитур шрифтов в одной и той же книге. Известно, что основной текст в книге, как правило, набирается одной гарнитурой, поскольку содержание книжного издания по своему характеру чаще всего однородно, в отличие от некоторых периодических изданий (газет, журналов), где различные по содержанию разделы набираются двумя, а иногда и тремя разными гарнитурами. В большинстве книжных изданий (в том числе в учебных, научных, научно-справочных изданиях и т.д.), в оформлении которых в соответствии со структурой текста основную роль играет удобочитаемость шрифта, все элементы текста, в том числе специальные знаки, а также заглавие книги, чаще всего набираются одной гарнитурой. Набор двумя гарнитурами целесообразен в букваре, где первая часть букваря может быть набрана гротеском, а последующая часть — школьной. Такой прием оформления букваря соответствует педагогическому процессу, который должен способствовать естественному переходу ребенка от чтения букваря к чтению другой учебной книги. Сочетание различных гарнитур в книге применяется при оформлении обложки, титульных элементов и заголовков в тексте. Такое сочетание вызывается, в частности, необходимостью применить разные художественные приемы оформления печатного произведения (например, в литературно-художественных изданиях и в изданиях по искусству), более резко выделить заголовочные элементы от основного текста (например, в массовых изданиях для массового читателя или в официально-справочных изданиях: — стандартах, почтово-телеграфных справочниках, прейскурантах и т.п.). Заголовки, шмуцтитулы и титулы в изданиях художественной литературы и книг по искусству, как правило, набираются шрифтами той же гарнитуры, что и основной текст. Однако в зависимости от приемов оформления книги, характерных, например, для определенной эпохи, а также от стиля данного произведения, вполне допустимо в определенных изданиях применение сочетания различных гарнитур. Лучше всего сочетаются с другими контрастные шрифты. |
|
|