Под художественным оформлением книги понимают использование таких графических приемов, которые выходят за рамки обычного наборно-шрифтового оформления издания и, в частности, могут требовать привлечения художника либо к изготовлению рисованых оригиналов для отдельных элементов издания — переплета, обложки, форзаца, титула, различного рода книжных украшений (заставки, концовки, инициалы, бордюры, рамки и пр.),— либо к разработке оригинальных наборно-шрифтовых композиций как для отдельных участков издания (например, заголовков, обложки, титула и пр.), так и для всего текста в целом. Вопросы художественного оформления книги тесно связаны с содержанием и типом книги в целом, так как именно этот момент определяет нужность и необходимость художественного оформления того или иного издания. Различные по типу издания требуют применения и различных приемов художественного оформления. Так, например, совершенно различно по принципам своего выполнения художественное оформление детской литературы и учебной литературы. Различные художественные методы построения оформления этих изданий будут вытекать из особенностей типов этих изданий. Любое издание может и должно оформляться художественно, и от этого его оформление только улучшится. Даже в книге, состоящей из одного набора, без иллюстраций и орнаментальных украшений, художественно выполненное наборное оформление (подача шрифтов, расположение отдельных элементов и т. д.) повысит качество издания. Всякая книга, как бы она ни была оформлена, может быть оценена с точки зрения художественной стороны ее оформления. Техника оформления — это та технологическая база, на основе которой могут быть развернуты приемы художественного оформления книги. Использование тех или иных технических приемов оформления несет в себе определенные художественные вкусы ее оформителя и может быть охарактеризовано термином «художественно-полиграфическое оформление». Таким образом, оформление всякой книги имеет какое-то художественное содержание. Основными объектами художественного оформления издания, осуществляемыми при участии художника, являются, с одной стороны, иллюстрации и книжная орнаментика (заставки, концовки, виньетки), с другой стороны — элементы внешнего оформления, т. е. титул, обложка, переплет и форзац. Иногда художник идет дальше и оформляет развороты, компанует расположение рисунков, подбирает шрифты. В этом случае художественное оформление охватывает значительно большее количество элементов оформления. Таким образом, в изданиях различных типов работа художника идет в отношении различных объектов. В наибольшем объеме участие художника применяется в художественной литературе, в наименьшем — в производственно-технической литературе, где оно ограничивается лишь внешними элементами издания. |
|
|